«Кредиты, которые РФ выдаёт как невозвратные, производят впечатление хищения...»
Михаил Делягин


В 2025 году в России было продано 46.900 новых тяжелых грузовых автомобилей (масса от 16 тонн), что на 54% меньше по сравнению с 2024 годом. Продажи среднетоннажных грузовиков упали на 44%.
Это не просто падение, это настоящий обвал рынка. Падение началось еще в конце 2024 года и продолжается до сих пор. Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что рынок захлебнулся огромными стоками техники прошлых лет. При этом новый импорт практически иссяк.
По-настоящему мрачную динамику показывают ключевые для бизнеса направления — тягачи и самосвалы. В этом сегменте продажи обвалились на 64−71%. Эксперты рынка предупреждают, что худшее впереди.
Аналитики отмечают, что продажи новых грузовиков — индикатор состояния экономики. Они отражают инвестиционную активность бизнеса и потребительский спрос, поскольку грузовики используются для перевозок и производства.
Бесконечная железнодорожная катастрофа: Почему лихорадит РЖД
Профсоюз железнодорожников: «Работодатели эксплуатируют людей с каждым годом все больше при сокращении персонала»
Падение продаж грузовиков, тем более такое сильное, говорит о сильном спаде инвестиций, ограничениях доступности кредитов и проблемах с импортом. При любом замедлении экономики рынок техники падает быстрее и глубже.
Председатель «Объединения перевозчиков России» Сергей Владимиров ответил на вопросы корреспондента «Свободной Прессы».
«СП»: Есть новые данные по состоянию отрасли на середину января?
— Январь всегда провальный по грузоперевозкам. Дай Бог, чтобы к февралю появились хоть какие-то данные. Но ничего хорошего никто не ждет. Люди пытаются сбросить технику в больших количествах. Упали сильно в цене первичный и вторичный рынок. Сказалось усиление налогообложения в том числе. Да и возить сейчас особо нечего. В Петербурге, например, рынок грузоперевозок практически полностью упал.
«СП»: Есть шанс, что власти пересмотрят те или иные решения, касающиеся перевозчиков?
— Мы стараемся как-то повлиять. Но пока всё плохо. Идет уничтожение российского перевозчика. Для иностранцев делается все, чтобы обеспечить их спокойную работу в России. А для нас — всё в противоположную сторону.
И это же не только у нас, автоперевозчиков, такая картина. У меня есть информация из системы РЖД, что в одном из крупных подразделений взяли на работу большое количество индусов. Им дали жилье и оклады, намного больше, чем русским мужикам, работающим там же. Только индусы не знают нашего языка, как и работы.
«СП»: На какую работу берут индусов на условиях лучше, чем местных жителей?
— Разнорабочими.
Руководитель Уральского экономического союза Олег Витковский был не менее пессимистичен в беседе с «СП»:
— Грузовики — это, конечно, показатель. Особенно для сферы строительства. Падение объемов работ на строительных объектах сейчас процентов на 40. В том числе речь про крупные проекты. С одной стороны, мы видим официальные цифры, что стройка почти не упала. Но это результат того, что закладывалось 2−3 года назад. А сейчас страна входит в крутое пике по сдаче жилищных новостроек, по сдаче других объектов.
Таких проектов всё меньше. Можно, конечно, выделять отдельные регионы. На Дальнем Востоке, например, ситуация получше. Но это же искусственно власти развивают конкретные территории. Или может быть такая серьезная господдержка масштабных проектов в небольших территориях.
«СП» А что касается общей картины…
— Картина грустная. Причем, мы еще только в начале этого падения. Дальше будет грустнее.
«СП»: С грузовиками такое падение — следствие введения нового утильсбора? Если не ошибаюсь, базовая ставка для грузовиков — от 150 тысяч рублей. Для авто мощностью 190−220 лошадиных сил — утильсбор с 2026 года — 952,8 тысячи рублей. При мощности 220−250 лошадиных сил — миллион рублей.
— Наверное. Да и по легковым машинам из-за новых ставок утильсбора рынок просто встал. Примерно на полгода, я думаю. Потребуется время, чтобы восстановить спрос.
«СП»: Может, отечественных грузовиков стало в то же время больше продаваться?
— «КамАЗов» и «Уралов»? Там ситуация не лучше. Военные заказы еще как-то тянут эти производства. Но не те объемы. Китай, конечно, рулит. Это станет понятно, если зайти на любую большую стройку и посчитать соотношение китайской техники и российской.
«СП»: Уж больно печальная картина вырисовывается…
— Так на самом деле никаких просветов не видно. Что бы там ни говорили наши федеральные руководители, на практике делается всё так, как делать нельзя.
«Будет понятийная сделка, без скандалов, истерик и судов»: «Магнитку» готовят к продаже?
Резкий рост состояния основного владельца комбината Виктора Рашникова на фоне падения основных показателей наводит на размышления
«СП»: Например?
— Малого бизнеса, можно сказать, уже нет. Статистика по этому поводу натянутая. Причем, статистику уже публикуют не всю. Данные, которые преподносят руководству страны, всё больше отличаются от реальности. Пора руководителям спуститься на землю и начать ездить в командировки по стране. И на разных объектах выяснять на месте, какая там ситуация на самом деле.
«СП»: Тут еще демографическая яма…
— Я еще несколько лет назад говорил про это. И вот мы дошли до этой демографической ямы, упали и лежим. И только теперь президент предлагает вводить дополнительные льготы, чтобы молодежь захотела рожать детей. Почему мы так опаздываем?
В России же много квалифицированных ученых, экономистов. Надо было президенту еще пять лет назад сказать, что нужны дополнительные льготы для молодых семей. А мы вспомнили, что надо делать, когда уже изба загорелась. Понятно, что это льготы не навсегда, а в условиях самого тяжелого периода.
«СП»: С демографией понятно. С малым бизнесом тоже. А что с бизнесом покрупнее?
— Мы сейчас сидим и смотрим, как умирает чуть ли не весь бизнес. И это касается каждого из нас. Умирает то, что создавалось годами, десятилетиями.
«СП»: А потом спохватимся?
— Да. Когда бизнес умрет и его похоронят. А как потом это всё восстанавливать?..